1. Зарегулирование речного стока.


В 1966 г. Вилюй был перекрыт плотиной ГЭС. Зарегулирование реч ного стока Вилюя существенно изменило гидрологический, гидрохимический и гидробиологический облик водоема и внесло заметные изменения во всю его экосистему. Более чем 700-километровый участок реки выше плотины был превращен в водоем озерного типа. При заполнении ложа водохранилища глубоко под воду ушли основные нерестовые площади чира, сига и тугуна и потеряли свое значение как репродуктивные центры популяций этих видов рыб.


Снижение уровня воды к весне на 7-8 мв результате сработки слив ной линзы приводит к тому, что лед оседает на наиболее продуктивную часть мелководья, удобную для размножения осенненерестующих рыб. Икра, отложенная на двух-трехметровой глубине, погибает, и пополнение популяции за счет естественного воспроизводства становится невозмож

На начальных этапах формирования водохранилища большое количество затопленной древесной и травянистой растительности привело к возникновению бескислородных зон. Протяженность сероводородных зон в 1971 г. в водохранилище достигала 213 км, что вызвало гибель рыб. В 70-80-х годах в водохранилище часто встречались рыбы (щука, окунь, плотва) с аномалиями в развитии (укороченное рыло, деформированный позвоночник и др.).
Произошли изменения в эпизоотическом значении паразитов рыб, в последние годы значительно увеличилась интенсивность инвазии плотвы ремнецом (Ligyla intestinalis), вызывающим изменение состава крови, дегенерацию половых желез, истощение и гибель рыбы.


С момента заполнения ложа водохранилища началась эвтрофикация водоема за счет поступления большего количества биогенных элементов из почвы и растительности, что привело к повышению его трофического статуса. В свою очередь, увеличение трофности обусловило сукцессию фауны рыб, известную для северных водоемов последовательной сменой лососевого комплекса сиговым, сигового – щучье-окуневым с последующим переходом к карповому. Этот процесс был многократно ускорен рыболовством (биологическая форма воздействия), определившим промысловую сукцессию рыб и превратившим Вилюйское водохранилище в окунево-плотвичный водоем.
Значительные изменения в рыбном сообществе произошли ив ниж нем бьефе Вилюя. Сказалось влияние кардинального изменения объема годового стока реки. До зарегулирования реки весенний паводок обеспечивал 69% годового расхода воды, зимой сток сокращался до 18%. После строительства плотины ГЭС основная часть стока за счет сработки слив ной линзы переместилась на зимний сезон - 58%, весенний сток составляет – 16%, летний — 10% и осенний – 16% годового. Следствием пере распределения стока явилось тепловое загрязнение реки в результате сброса через турбины ГЭС холодной воды летом и относительно теплой зимой. Тепловой сток в нижний бьеф реки уменьшился на 110х109 кВт ч/год [Оловин и др. 1987]. Нарушение температурного оптимума отрицательно сказалось на лососевых (ленок, таймень) и сиговых (нельма, пыжьян) видах рыб. Эвритермные виды (плотва, окунь) оказались в благоприятных условиях, а увеличение их численности только усугубило положение стенотермных видов рыб.
Вместе с тем уменьшение весеннего стока изменило уровень паводка, площадь затопляемых прибрежий и количество нерестовых участков весенненерестующих видов рыб. На эвритермные короткоцикловые виды
ным.
Плотина перекрыла доступ в верхний бьеф осетру, тайменю и ленку, тем самым ограничив их нагульные площади и нерестовые участки.
В Вилюйском водохранилище изменилась экология аборигенных видов рыб: динамика возрастного состава, абсолютная и относительная плодовитость, сроки полового созревания и нереста и др. Весенние попуски воды в хозяйственных целях, по срокам совпадающие с завершением не реста и развитием икры весенненерестующих щуки, плотвы, ельца и оку ня, приводят к резкому падению уровня воды в водохранилище, осушению нерестилищ и гибели развивающейся икры рыб перераспределение годового стока оказывает двоякое действие, с од ной стороны, создает благоприятные условия для обитания, но с другой – ухудшает условия воспроизводства.
Тепловое загрязнение нижнего бьефа Вилюя сопровождается химическим. Особенно ярко химическая форма воздействия на ихтиофауну была выражена в период формирования водохранилища и сброса в ниж ний бьеф воды с высоким содержанием фенолов.
Печальным примером совокупного действия антропогенных факто ров на рыб служит нельма. Численность вилюйского стада ленской популяции нельмы еще в 50-е годы была подорвана хищническим выловом ее на местах нереста у порогов Соколиного, Куччугуй-Хана и Улахан-Хана. После перекрытия русла Вилюя плотиной нерестилища нельмы оказались непригодными для воспроизводства и вилюйское стадо нельмы перестало существовать. .
И еще одна форма антропогенного воздействия на рыб (физическая). появившаяся в результате зарегулирования стока, – действие турбин Вилюйского каскада ГЭС. При скате через турбины у рыб наблюдаются ме ханические (раны, обрывы плавников) и барические (разрыв плаватель ного пузыря, кровоизлияние) повреждения, аномальное поведение (нарушение ориентации, двигательной активности, реакции на раздражители).
Интродукция в Вилюйское водохранилище байкальского омуля чре вата нежелательным саморасселением его в нижний бьеф реки, а искус ственное воспроизводство пеляди – снижением генетическог разнооб разия при формировании собственного стада для искусственной и естественной репродукции. Обе эти формы антропогенного хоздействия относятся к биологическому.
Зарегулирование речного стока Вилюя в энергетических целях изначально является физической формой антропогенного воздействия на биологические объекты, в том числе и на рыб. Но, как видно из приведенных примеров, перекрытие реки плотиной ГЭС обусловило включение и ос тальных форм – химической и биологической. Отрицательное действие на гидробионтов идет сразу по нескольким направлениям, обостряя об
щую стрессовую ситуацию в речной экосистеме.
Стрессовое влияние ГЭС на рыб в нижнем бьефе Вилюя усиливается жестким прессом техногенного воздействия алмазодобывающей промышленности. На протяжении ряда лет производственно-научное объединение “Якуталмаз” (ныне А? “Алроса”) загрязнило реки Малая Ботуобия и Вилюй высокоминерализованными стоками, за 10 лет (1979-1988 гг.) их было сброшено 56,5 млн.м”. В 1987 г. в Малую Ботуобию с накопителя сброс рассолов достигал 2,25 мг/сек при расходе воды в реке 34 м3/сек.
Минерализация в 20 км от устья доходила до 80 г/л, что значительно выше предела выживаемости рыб, не превышающего 7-8 г/л. В реке наблюдалась массовая гибель тайменя, ленка, окуня, ельца и налима. Естествен но, погибли и планктонные и бентосные организмы, т.е. была уничтожена кормовая база рыбного населения, ущерб составил (по данным Якутрыб вода) более 300 тыс. руб. в ценах 1987 г.
Химическое воздействие на гидробионтов усилилось сбросом токсических веществ, входящих в состав сбросных вод. Они включают соли стронция, брома, лития и другие высокотоксичные вещества, в воде и донных отложениях обнаружен тaллий. Токсиканты депонируются в мыш цах и органах рыб, продукты питания из которой становятся опасными для человека. В Вилюе у исследованных рыб выявлено превышение ПДК по хрому в 3 раза (окунь), по никелю — в 2-4 раза (щука, плотва, налим), по свинцу – в 2 раза [Экология..., 1992].

 

Смотрите также

Карта бассейна реки Енисей

 

Слабосоленый ленок

Из свежепойманного ленка или хариуса можно сделать прекрасную свежесоленую рыбу, будь то дома или в походе на рыбалке. Слабосоленая рыба готовится очень просто и легко и не требует специальных навыков.

 

Хе из ленка

Хе из ленка простое и незамысловатое, но очень вкусное блюдо, которые можно приготовить из свежепойманого ленка, очень просто за несколько часов в походных условиях.

 

Сагудай из омуля рецепт

Сагудай из омуля - один из самых распространенных и вкусных рецептов приготовления омуля. Готовится быстро и очень просто. Сагудай из омуля украсит любой праздничный стол и понравится всей семье.