4. Промысел.


Из всех форм антропогенного воздействия на фауну рыб в водоемах Якутии наиболее мощным является чрезмерный вылов, т.е. перелов рыбы. Человек, оснащенный современными орудиями рыболовства и техникой, способен в кратчайшие сроки изъять из водоема большую часть популя ции, нарушить ее структуру и подорвать численность промысловых видов.

Снижение численности до критической нарушает естественное вос производство популяции, а продолжающийся промысел, переходящий в чрезмерное изъятие рыбы из популяции, ставит ее на грань физического уничтожения. Примеры подобного отношения к некоторым популяциям промысловых видов рыб рассмотрены во второй и третьей главах книги. В результате нерационального ведения промысла рыб (перелова) можно подорвать запасы вида в бассейне реки за 3-5 лет, а для естественного восстановления численности популяций длинноцикловых рыб (осетр, нельма, муксун) до промысловых размеров потребуются десятки лет.
Рыбный промысел в Якутии сосредоточен главным образом в дельтах и придельтовых участках рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы. Основу уловов составляют сиговые рыбы – муксун, омуль и ряпушка (около 60% общего вылова по республике). С первых лет организации Якутского рыб треста (1939 г.) и до настоящего времени промысел рыб продолжает базироваться на этих видах. Особенно интенсивному облову популяции си говых подвергаются на миграционных путях и местах нагула в дельтах рек и приморских участках. В 2000 г. их вылов в низовье Лены составил 71,5% от общего вылова в бассейне, в Яне – 68,1%, в Индигирке – 13,4%, в Колыме – 32%. Изъятие из популяций неполовозрелых особей является одной из основных причин сокращения численности этих важных промысловых видов.


Регулирование вылова ценных видов сиговых рыб осуществляется вве дением лимитированного лова, лимиты устанавливаются и изменяются в соответствии с измеренным воздействием на запас. Соблюдение установ ленной квоты гарантирует получение максимального возможного улова в течение длительного времени. Соблюдение квоты должно стать прерогативой всех рыбодобывающих организаций. Квота – это ограничение вы лова, и ни о каком перевыполнении плана добычи лимитированного вида не может быть и речи.
Превышение установленного лимита ведет к перелову и снижению численности облавливаемых популяций рыб. И все же при организации промысла на нерестовых миграционных путях полупроходных сиговых рыб и изъятие из популяции половозрелых особей даже при некотором перелове не так опасно для популяции в целом, как лов рыбы в дельте и приморских участках на местах ее нагула. Именно здесь вылавливается большое количество разновозрастных особей (главным образом неполовозрелых), составляющих резерв производителей популяции. При перелове в этой части стада запасы рыб будут восстанавливаться очень медленно и потребуется принятие дополнительных мер, ограничивающих рыболовство.
Полное запрещение лова сиговых видов рыб на местах нагула в дель те и шельфовой части, в свою очередь, увеличит численность их нересто вых стад, заходящих на нерест в реку. Увеличение промысловых запасов oмyля, муксуна и ряпушки не только активизирует их вылов на речных участках, но и обеспечит поставку на рынок рыбы с наибольшей навеской, а значит — случшими товарными качествами.
Необходимость запрещения вылова рыбы в дельтах рек неоднократно обосновывалось практически во всех работах якутских ихтиологов, изу чавших экологию и запасы сиговых видов рыб. Проведенные исследова ния показали, что в дельтах рек и прилегающих к ним участках шельфа морей Лаптевых и Восточно-Сибирского нагуливаются популяции нельмы, oмyля, муксуна и ряпушки. Было подтверждено, что ни возрастной, ни видовой дифференциации на нагульных площадях этих видов рыб не на блюдается, и при промысле в дельте одного какого-либо вида неизбежно вылавливается молодь других рыб. Например, для дельты Лены прилов молоди омуля в подледный период доходит до 40%, муксуна – до 90%, нельмы — до 93% [Халатян, Ризванов, 1979]. Оценка результатов подлед ного лова рыбы в 1998 г., проведенная главным специалистом Департа мента биологических ресурсов Д.Н. Губановым в ленской дельте, показа ла, что в 30-миллиметровых сетях прилов немерной ряпушки составляет 14,6%, а нельмы, муксуна и омуля по 100%. В 55-миллиметровых сетях прилов молоди ряпушки равен 18,7%, нельмы — 86,7%, муксуна – 94,6% и oмyля — 23,0%. В 60-миллиметровых сетях молодь нельмы составила 84,2%, омуля - 10,3%, муксуна -- 88,6%. Таким образом, прилов немер ной рыбы в дельте Лены очень высок и на протяжении многих десятков лет изменяется незначительно.
Расчеты, полученные в разные годы сотрудниками Управления “Якут рыбвод” и якутского отделения “ВостсибНИИпроект”, убедительно дока зывают, что на каждые 100 т рыбы, выловленной сетями в дельте Лены в подледный период, потери за счет прилова молоди составляют 180 т. То есть, если прекратить зимний вылов полупроходных сиговых рыб в дель те Лены, то в реке можно будет со временем увеличить лимит вылова на эти виды рыб в 2-3 раза. Причем степень влияния промысла на естествен ное воспроизводство нельмы, муксуна, омуля и ряпушки останется на прежнем уровне.
К охране популяций сиговых в Яне и Колыме, запасы которых подо рваны перепромыслом, а численность таких видов, как нельма и муксун, близка к критической, необходим иной подход. В этих реках сиговые рыбы всех возрастов, начиная с осеннего периода, концентрируются не только в дельте, но и в отдельных участках нижнего течения. Объясняется такое распределение рыб, отличное от ленских популяций этих же видов, мало разработанными по сравнению с Леной дельтами и меньшим речным сто ком. Осенью с уменьшением речного стока усиливается влияние морской воды и повышается соленость на шельфе в зонах распреснения к авандельте. Нельма, муксун и ряпушка “прижимаются” морской водой с повы шенной соленостью в дельты рек, а небольшие по площади дельты вынуж дают их размещаться ив русловых придельтовых участках. Здесь же проис ходит формирование нерестовых стад и именно здесь расположены основ ные рыболовные участки. Нерестилища муксуна и ряпушки в этих реках так же находятся недалеко от устьев рек.
В результате даже самое строгое соблюдение лимита не может обеспе чить рационального использования запасов, например, колымской попу ляции ряпушки вследствие экологических особенностей распределения ее в период осенней путины. Дело в том, что места размножения ряпушки расположены в относительной близости от устья Колымы и практически на всем протяжении ее нерестового хода нагуливается неполовозрелая и пропускающая нерест ряпушка. Совпадение мест нагула, массового не рестового хода и основных рыбопромысловых участков, пригодных для организации неводного и сетного лова, ведет к недопустимо высокому проценту прилова молоди. В это время, по материалам главного специа листа Департамента биоресурсов Д.Н. Губанова, в уловах присутствуют особи ряпушки с промысловой длиной тела от 18 до 39 см (табл. 57) и процент прилова мелкой ряпушки в 1997 г. достиг катастрофической ве личины – 69,8. А это, в свою очередь, повлияло и на показатели средних размеров опромышляемой части стада:

процент прилова мелкой ряпушки


Прилов молоди особенно высок при добыче ряпушки неводами, а ими вылавливается более 70%, остальная ряпушка добывается сетями. Нужно заметить, что и при сетном лове прилов молоди также имеет место, но процент его значительно ниже. Основные неводные тони расположены в протоке Походская Колыма, соответственно, и рыбалка там идет с нарушением Правил рыболовства.
Возможны несколько вариантов регулирования промысла ряпушки на Колыме. Например, ограничить неводной лов и шире использовать сетные орудия лова (ставные и сплавные сети). При этом пересмотреть длину сетей для рыбаков, занимающихся промышленным ловом, и увеличить ее до 150 м для ставных и до 300 м для сплавных сетей. Может быть, нужно пойти по пути увеличения размеров ячей в неводах (крыльях, приводах, мотне), а воз можно необходимо залимитировать вылов ряпушки непосредственно для уча


Таблица 57

Размерный состав ряпушки из осенних уловов в р. Колыме

 Размерный состав ряпушки из осенних уловов в р. Колыме

стков, расположенных на Походской Колыме. Есть и другие пути, например, пересмотр промысловой меры на ряпушку, или изменение допустимых размеров ячей в сетных орудиях лова и Т.Д. Но совершенно очевидно, что для поддержания стабильно высокой численности, а значит и уловов колымской популяции ряпушки, необходимо проведение научных рыбохозяйственных исследований. Только на их основе можно предложить рекомендации по рациональному ведению промысла. Во время промысла ряпушки, нерестовые миграционные пути которой совпадают с местами нагула молоди всех ценHых сиговых рыб, прилов составляют неполовозрелые нельма, омуль, муксун, включая и ряпушку. Допустимый по правилам рыболовства десятипроцентный прилов этих видов считается от общего улова в штуках и не может
запрещенных для промышленного вылова рыб, т.к. на 10 пойманных ряпушек допускается вылов 1 муксуна или 1 нельмы. То есть, при лимите вылова ряпушки, например, на Индигирке в 2001 г. в размере 150 т при средней навеске ряпушки в 200 г можно будет выловить примерно 750 тыс. экз. ряпушки. При допускаемом 10-процентном прилове окажутся законно добытыми 75 тыс. экз. нельмы или по 37 тыс. экз. нельмы и муксуна.
При такой практике рыболовства ценные виды рыб можно полностью истребить в короткие сроки. Следует пересмотреть положение о проценте прилова других видов рыб при монопромысле. Так как на самом деле десятипроцентный прилов изначально был определен как прилов молоди рыб того вида, который в настоящий момент используется промыслом. Другими словами, если ведется промышленный вылов омуля, то прилов считается только для этого вида. В таком случае 10% прилова рыб непромысловой меры будут биологически оправданы. Прилов же других ценных и запрещенных для специализированного промысла видов рыб целесообразно определить в 1% и считать его не от количества экземпляров пойманных рыб, а от веса улова. Но и это будет являться только полумерой, потому что на те же 150 т индигирской популяции ряпушки можно будет вылавливать 1,5 т нельмы, специализированный вылов которой запрещен, а популяция находится в крайне угнетенном состоянии. Чтобы спасти от уничтожения сокращающиеся в численности популяции полупроходных сиговых рыб, необходимо полностью закрыть промышленный Лов рыбы в дельтах Оленька, Лены, Яны, Индигирки и Колымы, а промысел рыбы перевести в русла рек с учетом нагульного ареала этих видов в каждом конкретном случае.
Перелов связан не только с промышленным рыболовством, но и с любительским ловом рыбы (Новоселов, 2000]. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют результаты выборочного обследования уловов рыбы рыбаками-любителями, проведенные Госкомстатом РС (Я) в 1999
[Результаты..., 2000]. Анализ обследования показал, что по любительским лицензиям населением республики за год выловлено 5,8 тыс. т рыбы, т.е. в два раза больше, чем ее было добыто рыбозаготовителями. По объе му вылова лидирует карась (26,6%), затем идут щука (12,9%), налим (9,5%), ряпушка (8,1%), омуль (7,9%), пелядь (7,2%), сиг (5,7%), чир (5,4%) и другие виды рыб (16,7%). Сиговые рыбы составляют 38,9% от всей вы ловленной любителями. Достаточно много добыто и лимитируемых для промлова нельмы, омуля, муксуна и ряпушки - более 1 тыс. т (18,5%). Рыба, выловленная рыбаками-любителями, не фигурирует в валовой до быче рыбы в водоемах Якутии только из-за отсутствия достаточно надеж ной ежегодной информации. Результаты, полученные Госкомстатом РС (Я), показывают необходимость учета и включения объемов любительского рыболовства в валовый вылов. Особенно это важно при определении квот на лимитируемые виды рыб для промыслового рыболовства. Величина квот должна корректироваться с учетом добываемой рыбы рыбаками-любителями, чтобы избежать чрезмерного вылова ценных видов рыб. Тем более что любительский вылов квотируемых видов составляет более 40% от лимитов их вылова по Якутии.
Значительный урон рыбам р. Лены наносится любительским ловом тугуна с применением бредня с разрешенным минимальным размером ячей в 10 мм. При использовании бредня на участке Лены от г. Олекминска до устья Вилюя прилов сеголетков и годовиков окуня, ерша и плотвы доходит до 90%. Ежегодный вылов большого количества молоди частика является одной из основных причин уменьшения численности рыбы в близи г. Якутска, где отмечается наибольший пресс любительского рыболовства. Видимо, следует ограничить использование этих орудий лова в бассейне Лены путем отведения специальных участков для любительского лова тугуна, а комитетам (инспекциям) охраны природы обеспечить контроль по соблюдению правил рыболовства.
В морских и речных бассейнах Якутии сосредоточены значительные ресурсы морских млекопитающих и популяций ценных видов рыб. В субарктической и арктической зонах водные экосистемы пока еще относи тельно слабо затронуты антропогенным воздействием – по сравнению с остальной территорией Якутии. Однако несовершенное природоохранное законодательство, слабая изученность современного состояния популяций китовых, ластоногих и рыб приводит к тому, что стратегия промысла определяется не биологической целесообразностью, а экономическими факторами. Желание получить максимальную прибыль, и в короткие сроки, ведет к подрыву запасов животных и ставит некоторые их популяции на грань исчезновения.
При этом забывают, что биологическое разнообразие определяет существование биосферы, т.е. жизни на Земле. В то же время проблема сохранения биоразнообразия сводится не только к охране редких видов, но и к разумному использова нию и управлению возобновимыми природными ресурсами.

 

Смотрите также

Карта бассейна реки Енисей

 

Слабосоленый ленок

Из свежепойманного ленка или хариуса можно сделать прекрасную свежесоленую рыбу, будь то дома или в походе на рыбалке. Слабосоленая рыба готовится очень просто и легко и не требует специальных навыков.

 

Хе из ленка

Хе из ленка простое и незамысловатое, но очень вкусное блюдо, которые можно приготовить из свежепойманого ленка, очень просто за несколько часов в походных условиях.

 

Сагудай из омуля рецепт

Сагудай из омуля - один из самых распространенных и вкусных рецептов приготовления омуля. Готовится быстро и очень просто. Сагудай из омуля украсит любой праздничный стол и понравится всей семье.